После 2022 года классических прямых океанских сервисов в/из РФ от крупнейших глобальных линий больше нет. Рынок живёт за счёт транзитных узлов и операторов, которые действительно работают с РФ — и только по разрешённой номенклатуре, с повышенным банковским и санкционным контролем на каждом шаге. В 2024–2025 гг. ЕС и США ещё больше «закрутили гайки»: появились обязательные «no-Russia»-оговорки в контрактах, новые запреты на услуги в европейских портах и расширенные ограничения для третьих стран и их банков.
Крупные контейнерные линии не возобновили работу с РФ. Например, Hapag-Lloyd с 15 мая 2025 ввёл в коносамент Russia/Belarus clause, прямо запрещающую любой прямой или косвенный экспорт/реэкспорт/импорт в/из РФ/РБ (это закрывает и попытки скрытых схем через третьи страны в рамках их BL).
14-й пакет санкций ЕС (24 июня 2024) впервые ударил по российскому LNG: после переходного периода запрещён трансшипмент российского СПГ в портах ЕС, а также усилены меры против «теневого флота» и обхода санкций. Параллельно ЕС запретил своим компаниям подключаться к российской системе финансовых сообщений СПФС (вне РФ). Это влияние чувствуется и в логистике/страховании.
18-й пакет (18 июля 2025) расширил запреты на транзакции с финансовыми операторами третьих стран, если они помогают обходить санкции (включая криптосервис-провайдеров). Это напрямую затрагивает платёжные цепочки и банки-корреспонденты в «промежуточных» юрисдикциях.
С 21 июля 2025 заход любых иностранных судов в российские порты требует предварительного согласования ФСБ — новый обязательный шаг при планировании судозахода.

Havas Logistics — молодая и динамично развивающаяся компания, которая, несмотря на недавний выход на рынок, уже успела зарекомендовать себя как надёжный партнёр в сфере международной логистики и таможенного оформления.
Наше ключевое направление — доставка грузов и их полное таможенное сопровождение.
Команда Havas Logistics берёт на себя все этапы работы: от анализа законодательства стран-импортеров до подготовки, проверки и подачи необходимой документации. Мы сопровождаем процесс прохождения таможни, минимизируя риски, связанные с оформлением деклараций, и обеспечиваем уверенное движение грузов через границу.
С декабря 2023 — марта 2024 в право ЕС введена и детально разъяснена обязанность включать в контракты с контрагентами из третьих стран специальную «no re-export to Russia»-оговорку (ст. 12g Регламента 833/2014). Для всех контрактов, исполняемых с 1 января 2025, такая оговорка обязательна; для новых — действует уже с 20 марта 2024. Это не «бумажка для вида», а реально работающий инструмент против транзита европейских товаров в РФ.
Вывод: если груз европейского происхождения подпадает под «чувствительные» категории, то попытка вывести его в третью страну «на перевыпуск документов» (switch BL/реадресация) не снимет риск — у европейской стороны будет договорный запрет на реэкспорт в РФ, а у перевозчиков — собственные жёсткие клаузы.
Из-за санкций и политики банков прямые платежи «ЕС → РФ» по коммерческой номенклатуре часто невозможны. Поэтому импортеры в РФ используют банки и платёжные коридоры третьих стран. Однако:
Вывод: маршрутизация платежа через третью страну не делает сделку законной сама по себе. Нужны чистые товар/участники/документы и банковская схема, не попадающая под вторичные риски.
В обиходе под «перерегистрацией» часто подразумевают смену документов/ре-консайнмент в транзитном порту (иногда — switch BL). В 2025 г.:
Что законно: ре-документирование допускается только для разрешённых грузов и у тех операторов/в зонах, где это прямо не противоречит санкциям, условиям перевозчика, а также правилам свободных зон/таможни. Всегда нужен прозрачный след документов (оригинал BL, письма-разрешения, неизменённые данные происхождения, конечного получателя и т. п.). Любые попытки «стереть» происхождение или конечное назначение — это обход санкций (мы таким не занимаемся).
Сроки-ориентиры по рынку: «ЕС → Турция» обычно 7–14 дней порт-порт, дальше до РФ — от 2–4 дней плавания + портовые/контрольные формальности; «ЕС → ОАЭ» ~18–30 дней порт-порт, затем — в зависимости от выбранного сервиса до РФ. Точные окна подтверждаем под конкретный порт/линию/сезон и с учётом нового порядка допуска судов ФСБ. (Мы не обещаем то, что нельзя забронировать.)
С 1 января 2025 редакция IMDG-2024 (Amend. 42-24) уже допускается к применению (обязательная — с 1 января 2026). Для лития (UN3480/3481) и прочих классов работаем строго по IMDG + требованиям оператора/терминала.
Мы — российский экспедитор и таможенный представитель (в реестре №1369). По направлению Европа → Россия работаем только с разрешённой номенклатурой и прозрачными платёжными коридорами.